Московский кредитный банк (МКБ) проанализировал влияние ограничительных мер того, что по недоразумению называли пандемией, на обороты компании сегмента малого и среднего бизнеса и их деловую активность.
Оценка динамики выручки, проходящей через терминалы в течение полугодия, показывает, как малый бизнес пережил карантикулы. В среднем на одну компанию МСБ оборот по экваирингу в сравнении с 2019 годом даже вырос на 4% и составил 1 069 742 руб. в месяц, средний чек в целом по сегменту вырос на 1% за год и составил 825 руб.
Часть компаний малого и среднего бизнеса выиграли в результате пандемии, часть очень быстро восстановилась в июне.
Те, кто успешен.
У продуктовых магазинов снижение оборотов наблюдалось незначительное – на 10% в апреле, в июне обороты даже превысили февраль на 14%. У небольших АЗС оборот в июне также превысил февральский, вслед за снижением доходов в апреле на 27%, в мае был рост на 30%, колебания среднего чека тут были незначительные.
Алкогольные магазины в июне заработали на 20% больше, чем в феврале.
Снижение оборотов в этом сегменте на 16% наблюдалось в апреле за счет сокращения количества покупок, в мае обороты начали восстанавливаться, уже в июне ситуация стабилизировалась полностью.
Такси в 2,6 раз увеличили оборот в июне в сравнении с февралем, во время ограничительных мер оборот в сегменте только рос и несколько замедлился лишь после снятия ограничении.
Магазины товаров для дома почувствовали существенный всплеск покупательской активности после снятия ограничении.
В апреле выручка в данном сегменте упала на 60%, в мае началось восстановление, в итоге оборот на 32% превысил показатель февраля.
У небольших книжных магазинов в июне оборот на 60% превысил февральский, при этом в апреле провал был до 88% процентов в сравнении с мартом, однако, сегмент стремительно восстановился. Службы доставки ожидаемо также в плюсе, тут рост выручки июня в 2,3 раза по сравнению с февралем.
Те, кто попал.
Тяжело выходят из сложившейся ситуации небольшие фитнес и спортивные клубы, пока июнь им принес лишь 14% февральской выручки. Кафе и рестораны в июне отработали лишь 30% от оборотов до коронавирусной истерии. Обувные и ювелирные магазины в июне отработали лишь половину от февральских оборотов.
Недобрали в июне порядка 30% выручки, в сравнении с февралем:
Учитывая падение оборотов во время ограничении, компаниям из этих отраслей особенно тяжело выходить из пандемии.
В июне получили выручку, сопоставимую с февральской, магазины косметики, стоматологии, оптики.
Те, кто умер.
«Пандемию» пережили не все компании малого и среднего бизнеса, в том числе и среди отраслей, которые не относятся к пострадавшим.
«Ограничительные меры разорвали некоторые «пищевые цепочки», в итоге с рынка ушли те, кто формально не должен был пострадать», - отмечает глава департамента МСБ МКБ Виктор Жидков.
Так, закрылись:
Сокращения, пусть и незначительные, были по всем отраслям (за исключением такси и курьерских служб).