Справка: факсимиле (факсимильная подпись) — это клише-печать, воспроизводящая собственноручную подпись человека, позволяющая визировать документы от имени гендиректора, главбуха или других руководителей, но без их участия.
Несмотря на заверения властей, о том, что они создают в экономике режим наибольшего благоприятствования для ее участников и убирают разные бюрократические препоны для предпринимателей, тем не менее в некоторых вопросах гайки наоборот закручиваются.
Например, Минфин РФ в письме от 10 июня 2021 № 03-11-11/45946 сообщает, что налогоплательщик не может принять к учету расходы, подтвержденные актом с факсимильной подписью, при расчете налога и документ, подтверждающий расходы, должен быть подписан собственноручно.
То есть расходы по актам выполненных работ, подписанных факсимиле, нельзя учесть при определении объекта налогообложения. Данный подход актуален для компаний с любым режимом налогообложения, в том числе и УСН.
В подобным отношением к документам, подписанным факсимиле, отметились и суды. Например, даже Верховный Суд РФ в своем определении от 16.07.2021 № 307-ЭС21-10502 встал на сторону налоговой и отказал в вычете НДС по счетам-фактурам, подписанным с помощью факсимиле.
Он указал, что счет-фактура должен быть подписан собственноручно и налоговики вправе отказать в вычете. Даже если потом налогоплательщик представит вновь оформленные надлежащим образом документы.
(В данном деле в ходе выездной проверки налоговики отказали в вычете НДС на сумму более 5 млн рублей по счетам-фактурам, подписанные с помощью факсимиле. Позже компания представила вновь подписанные документы, но на решение ИФНС это никак не повлияло).
ВС отметил, что отказ в вычете НДС правомерен, так как счета-фактуры были оформлены с нарушением законодательства м тот факт, что позже были представлены надлежащим образом заполненные документы, не отменяет решения налоговиков.
Так что правоприменительная практика складывается таким образом, что предпринимателям стоит исключить применение факсимильной подписи при оформлении юридически и налогово- важных документов.